Застройка охранной зоны вдоль трубопровода «Транснефти»

2 января 2015  EnergyLand.info  2517  Начните обсуждение

Солнечногорский район, как обычно, «отличился»:

В Московской области идет активная застройка охранной зоны вдоль трубопровода, по которому поставляется авиационный керосин в аэропорты Московского авиационного узла. Несмотря на то, что этот трубопровод по понятным причинам является объектом стратегического значения и повышенной опасности, власти Подмосковья почему-то совершенно спокойно выделили участки в охранной зоне с разрешением на строительство. В итоге капитальные дома, рынки и торговые центры построены прямо на «керосиновой» трубе.

Кольцевой нефтепродуктопровод состоит из трех так называемых «ниток»: отдельное кольцо для перекачки дизельного топлива, отдельные — для бензина и авиационного керосина. Всей инфраструктурой заведует государственная компания «Транснефть» — она отвечает как за транспортировку топлива, так и за поддержание труб в надлежащем состоянии, чтобы исключить возможные ЧП, которые могут произойти при эксплуатации нефтепродуктопровода. Установленная законом охранная зона магистральных трубопроводов — 25 м с каждой стороны трассы. В этой зоне запрещено размещать коллективные сады и огороды, возводить дома и хозяйственные постройки, препятствующие его обслуживанию, а также производить любые работы, которые могут привести к повреждению трубопровода.

Теперь представьте, что прямо на «трубе» люди возводят капитальные дома — в процессе строительства может быть поврежден нефтепродуктопровод, что повлечет за собой катастрофические последствия для людей и экологии всего Подмосковья — при нарушении герметичности трубы, наполненной авиационным керосином, возможен взрыв, многочисленные человеческие жертвы, а также загрязнение почвы и рек вытекшими нефтепродуктами.

Говорить о неведении чиновников не приходится. Сведения об охранной зоне нефтепродуктопровода не являются секретными и находятся в открытом доступе: они внесены в государственный кадастр недвижимости и указаны на публичной кадастровой карте Росреестра. Документы о местоположении кольцевого трубопровода и картографический материал переданы «Транснефтью» в администрации муниципальных образований Подмосковья, по территории которых проходит трубопровод. Он введен в эксплуатацию в 1981 г., и за более чем 30 лет работы прямо на его оси или в охранной зоне трубопровода появилось множество строений различного назначения. По данным компании «Мостранснефтепродукт», входящей в «Транснефть», на 19 ноября 2014 г. выявлено 114 случаев нарушения охранной зоны этого трубопровода. Наибольшее количество зарегистрировано в Раменском районе — 55 нарушений. В Щелковском — 21, в Солнечногорском районе — 12, в Балашихинском — 7 нарушений. Для полноты картины мы решили воспользоваться спутниковыми картами, доступными в интернете, и приблизительно посчитали, что на оси и в охранной зоне нефтепродуктопровода в Раменском районе находятся около 300 строений (в том числе и капитальных), в Щелковском — около 500, в Солнечногорском — около 200, в Балашихинском — около 10. Теперь можно представить масштабы проблемы и бедствия!

В Щелковском районе на протяжении 20 км трассы кольцевого нефтепродуктопровода непосредственно на его оси расположены дачные участки с малоэтажными объектами капитального строительства жилого и нежилого назначения. В Солнечногорском районе всего в 10 м от оси трубопровода расположен рынок по продаже строительных и лакокрасочных материалов. В Балашихинском районе администрация со спокойным за будущих жителей сердцем, которым предстоит жить прямо на трубах с авиационным керосином, бензином и дизельным топливом, предоставила в собственность 41 земельный участок для индивидуального жилищного строительства в деревне Полтево, на одном из них уже построен двухэтажный жилой дом. Как известно, загородный отдых у дачников всегда сопровождается приготовлением шашлыков, разведением костров — не хочется даже думать, что может произойти во время подобного мероприятия, если в непосредственной близости находится нефтепродуктопровод — и странно, что Подмосковные власти не задумались об этом. В Дмитровском районе в охранной зоне даже возвели двухэтажный торговый центр. Рядом с Домодедово на оси МНПП сейчас идут работы по насыпи грунтом строительной площадки (высота площадки — более 3-х метров).

Также все эти нарушения препятствуют обслуживанию трубопровода и создадут реальную угрозу для населения Подмосковья и экологии области в случае аварии или внешнего воздействия на трубу. Для справки: температура пламени горящего авиатоплива может достигать 1300°С, и в случае ЧС последствия для всех близлежащих строений и оказавшихся в зоне аварии людей будут катастрофическими. Но даже если за разрывом трубопровода не последует возгорания, стоит напомнить, что Московский регион — самый крупный по потреблению автомобильного и авиационного топлива, и сбой в работе кольцевого нефтепродуктопровода приведет не только к росту цен на автомобильное топливо, но и к полному коллапсу столичного авиаузла. Иными словами — просто прекратятся вылеты из Шереметьево, Внуково и Домодедово. Учитывая сегодняшнее положение дел на авиационном рынке — тяжелое положение авиакомпаний, некоторые из которых находятся на грани банкротства, курс доллара и евро, ситуация может получиться совершенно непредсказуемая. Также близится новогодний период — традиционно тяжелый и напряженный для аэропортов и авиакомпаний. И если будет поврежден трубопровод — коллапса точно не избежать, и оперативно исправить ситуацию будет очень сложно.

Стоит упомянуть и о безопасности полетов — дело в том, что по регламенту трубопровод необходимо регулярно диагностировать, проверять и очищать. А строения, появляющиеся на «трубе», препятствуют этому — рабочие просто не могут добраться до нефтепродуктопровода, чтобы выполнить нужные работы. А если вовремя не очистить трубу изнутри, в авиационный керосин могут попасть загрязнения, которые приводят к остановке двигателей самолетов, в том числе во время полета — все понимают (видимо, кроме подмосковных чиновников), что это может послужить причиной авиакатастрофы.

А аварии нет-нет, да и случаются. Так, в 2008 г. авария случилась на нефтепродуктопроводе в Домодедовском районе — как раз, где находится крупнейший по пассажиропотоку аэропорт московского авиаузла. Во время земельных работ по прокладке кабеля рабочие задели трубопровод, произошел разрыв, и на почву вылилось дизельное топливо. Масштабных последствий чудом удалось избежать — спасатели отреагировали очень быстро. В случае аварии на кольцевом нефтепродуктопроводе при существующей плотности застройки ущерб будет гораздо более масштабным — добраться до трубы быстро не получится никак. Понимают ли это власти Подмосковья? Еще в 2009 г. «Транснефть» поднимала вопрос о нарушении охранных зон нефтепровода Ярославль — Москва, который подавал нефть на Московский нефтеперерабатывающий завод. Как показала проверка, проведенная госкомпанией, для получения разрешения на строительство в охранной зоне несколько торговых организаций предъявляли подложные документы, но были и случаи, когда администрации городов, в частности, подмосковных Реутова и Балашихи, выделяли земельные участки без учета требований охранных зон.

В итоге «Транснефть» обратилась с письмами за подписью президента компании к губернатору Подмосковья, в Ростехнадзор и Министерство природных ресурсов с просьбой принять меры. Обращение в администрацию Подмосковья было отправлено еще 28 августа, а ответа до сих пор нет. «Обращения к администрациям территориальных образований, в границах которых зафиксированы нарушения, результатов не принесли: нарушения не устранены, охранная зона кольцевого магистрального нефтепродуктопровода продолжает застраиваться», — сообщается уже в письмах в адрес отраслевых ведомств. Осталось увидеть, кто дождется первым — нефтяники ответа чиновников или чиновники — фонтана из-под земли, горящих домов, коллапса на Московском авиаузле.»


Комментарии

Чтобы отправить комментарий - войдите с паролем или зарегистрируйтесь.