Музею народного образования Солнечногорского района — 25 лет


Санова О.Н., Микилян В.А., Шарова Е.И.

Как было до ЕГЭ:

В декабре 2012 года музею народного образования Солнечногорского района исполняется 25 лет. Инициаторы создания музея В.А. Микилян и О.Н. Санова — Заслуженные учителя Российской Федерации назвали его педагогический музей.

В книге отзывов и предложений о работе музея с момента его создания до наших дней деятельность музея оценивается как вклад в благородное дело повышения авторитета учителя. Все эти годы народное образование района возглавляет В.А. Микилян, который ценит вклад каждого педагога в развитие системы образования района. Поддерживая новации в образовании, он тщательно оберегает память о кропотливом труде учителей многих поколений. Свидетельством этого является экспозиция музея. История народного образования с середины XIX века и до настоящего времени, история школ района, жизнь нескольких поколений людей, учащихся этих школ отражена в экспозиции музея как составная часть истории Солнечногорского района и нашей Родины. Материалы музея помогают посетителям понять, как от почти полной неграмотности в Солнечногорском крае в середине XIX века пришли к всеобщему среднему образованию к середине ХХ -го столетия.

С волнением осматривают экскурсанты фотографии первых дореволюционных школ, учителей, обучавших старшие поколения. В музее — более тысячи экспонатов, среди них посетители видят фотографии учителей — организаторов ликвидации неграмотности в сёлах и деревнях нашего района. Первые учителя!.. Для горожан и крестьян они были не только учителями. Из воспоминаний А.Н. Антиповой, окончившей в 1903 году Московское Мариинское епархиальное училище (работала в земской школе села Солнечная Гора и в Головковском земском училище): «Во всей деревне единственным культурным центром была только что открывшаяся школа. Ко мне приходили дети различных возрастов, к школе потянулись и их родители. Мне приходилось быть и медицинским работником. Лечила маленьких детей. Оказывала помощь взрослым. В деревне не было грамотных людей и ко мне обращались с просьбой написать письмо, прошение и другие документы...». Любимов Вениамин Фёдорович начал работать в 1905 году в Вертлинском училище и 52 года без единого пропуска уроков проработал учителем, директором школы. Александр Николаевич и Ольга Георгиевна Михайловы поженились в 1905 году и проработали вместе в Таракановской начальной школе (ранее училище) до её закрытия. Сегеди Элеонора Эмильевна учительствовала с 1906 по 1949 год. У каждого учителя, чьи фотографии мы видим в музее, своя судьба, но все они были хорошо образованными для того времени и высоко культурными людьми. Кому из них принадлежала театральная программа спектакля «Царь Борис», посвящённого памяти А.К. Толстого, установить не удалось. Когда это было? Москва, 28 сентября 1900 года. Среди исполнителей великие театральные артисты господа Южин, Ермолова-Кречетова, Остужев, Яблочкина, Гарин. Отпечатана эта программа в типографии Императорских Московских театров в Москве.

Вызывают интерес посетителей учебники по физике 1896 года издания (автор М. Герасимов), по химии 1912 года (автор Григорьев). Учиться по этим учебникам можно было тогда в Клину, где было реальное училище для мальчиков и женская гимназия. В музее прослеживается история чистописания: ручки с металлическими перьями, старинные прописи и буквари, тетради учеников О.Н. Сановой с оценками «5», исписанные ровным, чётким почерком.

Первые школы, документы о развитии образования, о ликвидации неграмотности. Неграмотность на территории нынешнего района была ликвидирована в 1937 году. Надо было обучить всё население от 8 до 50 лет. Работали 600 культармейцев: учителя, библиотекари, комсомольцы, школьники, служащие учреждений. Для премирования лучших культармейцев было выделено 20 пар кожаных сапог, для того времени роскошный подарок. Среди награждённых были инспектор по ликбезу Тепикина Т.И. и учительница Таракановской школы Михайлова О.Г.. Или ещё один документ со штампом ведомства учреждений императрицы Марии: Московский Совет детских приютов, Остоженка дом № 36, телефон № 12-52. Ноября 5 дня 1910г. № 5664. Документ послан священнику села Вертлинского А. Соколову, в нём сообщается, что «Пётр Карелин (мальчик из д. Осипово) в настоящее время воспитывается в Ольгинском детском приюте Московского Совета и просят выслать установленную выписку из метрической книги о рождении и крещении сына». На документе отметка священника о том, что метрика выслана. В те далёкие годы учёт актов гражданского состояния осуществлялся в храмах священнослужителями, так как церковь не была отделена от государства.

С 1930-1931 учебного года было введено всеобщее обязательное обучение в объёме 4-х годичной начальной школы для детей восьмилетнего возраста. В Солнечногорском районе были открыты новые начальные школы: Дубининская, Шелепановская, в д. Сергеевка Новинская, Бурышкинская в Поваровке и многие другие. В этот период уделяется внимание учёту населения. На одной из витрин музея, где выставлены колокольцы — звонки, чернильные приборы, замечаем неприметный, но очень интересный экспонат — бессрочное удостоверение личности — паспорт в настоящее время Каревой—Лошаковой Анны Петровны 1908 года рождения, род занятий (основная профессия) педагог, выдан 15 февраля 1932 года.

В 1934 году в стране была установлена единая школьная система: начальная школа, неполная средняя (семилетка) и средняя. В районе ряд начальных школ были преобразованы в семилетние: Есиповская, Лопотовская, Льяловская, Поваровская и другие. Построили Бережковскую и Мостовскую НСШ (неполные средние школы), средние школы № 1 (теперь № 7) в 1937 году, Поваровскую — в 1939 году, Крюковскую в 1938 году, № 5 — в 1940 году. Бедняковская школа крестьянской молодёжи была реорганизована в среднюю школу. Накануне Великой Отечественной войны в районе работало 49 школ: 5 средних, 10 неполных средних и 32 начальных. За время оккупации из 44 сельских школ 22 были уничтожены полностью, остальные пострадали, все из них требовали ремонта. Школьную мебель фашисты сожгли. Экспонаты и стенды военного времени вызывают неизменный интерес. Даже в освобождённых районах не отменялись переводные экзамены, и все ученики их сдали. На витрине — служебная книжка красноармейца от 12 октября 1940 года: Вайнштейн Анатолий Абрамович 1921 года рождения, звание и должность — курсант, 1-ый зенитно-пулемётный полк, полковая школа. Специальность до призыва — студент, год призыва 1939. Пока не удалось установить, как сложилась его судьба. Несомненно — это один из воинов, защищавших нашу страну от фашистов. Бесценны воспоминания учителей военного времени: Синюк Л.А. — директора Крюковской школы № 2, А.Лебедева — работавшего тогда секретарём комсомольской организации завода имени Лепсе, Е.А. Барановой — заведующей районом с августа 1943 по октябрь 1947 года, М.И. Кубаревой — учительницы Литвиновской, Андреевской, Крюковской школ и многих других, рассказ о А.Ф. Новаковой — учительнице-патриотке, погибшей от рук фашистов, памятник ей установлен в деревне Осипово. Сколько скорби и боли в сочинениях — воспоминаниях учителей и учеников военных лет. Каждое сочинение — документ, к которому не нужны комментарии: «23 ноября фашисты заняли наш город. ...Вечером в дом пришло много немцев. Они разлеглись на кроватях и на полу. ...Всё было занято немцами, и нам пришлось опять идти в окопы. Ночь была ветреная, холодная, тёмная. В маленьком окопе можно лишь сидеть, а лечь никак нельзя. ...Утром в доме мы увидели полный разгром: комод и шкаф поломаны, все вещи взяты. Бельё отца надето на немцах. Они брали всё: дамское, детское и мужское бельё, носовые платки, чистые тетради, даже ёлочные игрушки. ...Одиннадцатое декабря. Немцы поспешно идут от Москвы. ...Вечером идёт сильная перестрелка. Немцы, отступая, жгли деревни. В окно комнаты видны пожары. Их становиться всё больше и больше, уже весь горизонт покрылся огромным заревом... В полночь из-за туч показываются звёзды и луна. Мы посмотрели на освещённый луной больничный двор и увидели странное движение. Через некоторое время нам постучали: „Идите картошку чистить для наших бойцов!“ О, нельзя описать, какую огромную радость принесли нам эти слова. Это значит, мы освобождены!» Это выдержки из сочинения Гали Астафьевой, ученицы 10 класса. Галина Ивановна Астафьева, окончив Московский педагогический институт, преподавала биологию в школе (сейчас лицей № 7). Глубоки воспоминания о военном лихолетье учителя Солнечногорской школы № 5 Ивана Васильевича Никитина. Многие из них в 80-х — 90-х годах ХХ века были опубликованы в нашей районной газете и бережно хранятся в музее. Ребята с волнением читают его воспоминания «Как меня в госпитале потеряли», «Боевые помощники» и другие. Несомненно, И.В.Никитин, И.Г.Гребенников обладали писательским даром. Сколько знаний, труда, мудрости в их исторических и литературных публикациях. Их можно прочесть в нашем музее.

На видном месте свидетельства, аттестаты о получении образования с 1913 года. Их содержание отражает развитие образования в целом по стране. «Свидетельство об окончании Рахманиной Анастасией Благовещенской второклассной женской учительской школы марта 22 дня 1917 года: при отличном поведении показала успехи хорошие и отличные по Закону Божию, церковной истории, церковному пению, церковно-славянскому языку, истории литературы новейшей, природоведению, рукоделию, письменным работам». «Свидетельство об окончании начальной школы 15 июня 1933 года было дано предъявителю сего Гавриковой Клавдии, родившейся в 1922 году, поступила в школу в 1929 году и окончила её в 1933 году». Из документа видно, что в школе изучали русский язык, математику, естествознание, обществоведение, географию, политехнический труд, изо и музо. Свидетельство, выданное Ильину Иллариону Михайловичу 6 июня 1941 года об окончании школы. Ильин И.М. — ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин Солнечногорского района.

Со временем увеличивался информационный поток и уровень необходимых знаний. Мы у стендов, которые рассказывают о школах, построенных во второй половине ХХ века. Активное строительство школ происходило с 1960 по 1990 годы. В это время построены новые здания для Радумльской школы (1962г.), Солнечногорской средней школы № 1 имени А. Блока (1964г.), Андреевской школы (1966г.), Менделеевской СОШ № 2 (1970г.), Ржавской (1976г.), школы «Лесные озера» (1985г.), школы «Солнечная» (1982г.). В этом году МКОУ СОШ № 4 отмечала свой 25-летний юбилей. Какой бесценный материал представлен о Радумльской СОШ, о Солнечногорской СОШ № 2, о школе № 7 (ранее № 1), о школе № 5 и о других.

Встречаются в фондах музея и неожиданные, немного курьёзные сведения. В 60 годах XX века в школах были организованы ученические производственные бригады. Все школы получили задания по выращиванию кроликов. Из воспоминаний инспектора ГОРОНО Н.Я. Попова: «Некоторые школьные фермы имели сотни и даже тысячи голов. Нам приходилось инспектировать не только школы, но и эти фермы. Директора на совещаниях отчитывались за выполнение плана по кролиководству. В отчетах были две основные графы: о движении учащихся и о росте поголовья кроликов. Руководство школы № 2 в Солнечногорске решило эту проблему проще, чем возиться с кроликами: здесь завели бычка. Но где его содержать! Поместили в самом здании школы, в подсобной комнате у лестничной клетке запасного выхода. Бычок рос. В этой комнатушке еще находились музыкальные инструменты, потом их убрали. За бычком ухаживали ребята, он их признавал и слушался. Летом его выводили гулять на школьный двор, где было достаточно травы. Бычок превращался в быка и стал угрожать тем, кто его дразнил. Содержали его уже в тесовом сарайчике, но и это было уже опасно. Быка, достигшего, кажется, 450 кг веса, продали и рассчитались с плановым заданием». Это был вклад школ в решение продовольственного вопроса.

В музее разнообразные краеведческие материалы, проводятся беседы об истории и природе Солнечногорья. Чтобы создать такой музей, потребовалось не одно десятилетие. До сих пор музей пополняется новыми экспонатами от любознательных старожилов и учащихся школ района. Ведь когда-то О.Н. Санова сказала: «Наш музей — это дань молодым». Создавая первую экспозицию музея под руководством В.А.Микиляна и Е.И.Шаровой, О.Н.Санова, Н.Я.Попов и их соратники предвидели значимость истории народного образования для современной школы. Музей хранит память о бывших руководителях народного образования района, о директорах школ и учителях, поделившихся своими воспоминаниями и оформивших альбомы с историческими сведениями по своим школам. Спасибо им! Они сумели в экспозиции музея подчеркнуть роль труда учителя их самоотверженность, любовь к своей профессии. Уважаемые ветераны, музей хранит память о вашем благородном и кропотливом труде. Шли годы. В музее трудилась М.Ф. Чуклина, продолжает работу В.И. Чебаков. Совершенствуется экспозиция музея. За потоком информации, современными изменениями в образовании очень важно сохранить линию преемственности и непрерывности познавательного процесса на примере становления и развития современных образовательных учреждений. Музей народного образования — это подспорье в воспитании человека, который будет соответствовать требованиям будущего.

Приходите в музей, мы вас ждем в МКОУ СОШ № 4 (тел. 64-49-82 — параллельный).»

Если вы стали очевидцем данного события и у вас есть фото или видео материалы — прикрепите фотографии в комментарии к этой новости или пришлите материалы по почте karpenko@solvesti.ru


Комментарии

Чтобы отправить комментарий - войдите с паролем или зарегистрируйтесь.