В деревне Клушино сбитый во времена войны истребитель подняли с земли по кусочкам


В памятный день, 22 июня, в лесу, возле деревни Клушино (Солнечногорский район Подмосковья) поисковики отряда «Рубеж славы» подняли из земли остатки советского истребителя И-153 «Чайка», защищавшего в 1941 году подступы к Москве. И сбитого в бою. За день до начала раскопок прошел сильный дождь, и была опасность, что непогода и распутица помешают раскопкам. Но, как стало ясно по прибытию, дождь проведению работ не навредил. Лишь земля была немного сырой.

Грело солнце, пробивавшееся сквозь ветки деревьев. Три группы исследователей уже работали на месте: разбили палатки и разожгли костер, на котором грелся чай и готовились макароны «по-флотски». К месту крушения военного самолета идет длинная тропа, которую протоптали исследователи за неделю раскопок. 22 июня последние находки извлекли из земли.

— Самолет был разрушен при падении. Деревянные части конструкции разлетелись в щепки, а большая часть металлических деталей упало сюда, в этот овраг. Мы нашли и останки летчика, Максима Максимовича Кулака. Они будут переданы администрации Солнечногорского района, после чего будут захоронены. Осколки истребителя будут направлены по разным музеям Москвы и области, — рассказал Павел Муничкин, командир поискового отряда «Рубеж славы» и по совместительству кинолог. Павел показал на брезент с аккуратно разложенными кусочками оплавленного металла. — Вот, например, обойма от личного пистолета летчика; часть от крепления парашютных строп; фрагмент двигателя, на котором мы обнаружили номер самолета.

Поисковики рассказали, что житель деревни Клушино, Яков Зуйков, видел падение самолета еще в 1941 году, тогда ему было десять лет. Пилот выполнял боевое задание в районе Солнечногорска и был сбит, когда летел на базу. По словам Якова, самолет моментально был охвачен пламенем. Он пикировал недалеко от реки Клязьма, возле деревни Клушино, поэтому жители деревни были свидетелями падения борта.

— Это очень маленький самолет, — отметил Муничкин. — К 1941 году, модель такого воздушного судна уже устарела. В строю оставалось всего 12 штук.

Вместе с профессиональными исследователями в раскопках участвовали дети поисковиков: 12-летняя Оля Муничкина и 11-летняя Дина Коршунова. Девочкам интересно исследовать местность металлоискателем. Оля подробно рассказала об устройстве этого прибора. Она уже не первый раз работает «в поле». Не менее важной работой в отряде занят 14-летний Максим Кочуев. Темноволосый паренек, одетый в камуфляжную форму, отмывает в ведрах найденные в очередном раскопе вещи.

— Самая трудная работа — это работа с документами и с распознанием найденного, — рассказал Максим. Для парня раскопки это занятное хобби, но профессионально он ими заниматься в будущем не собирается.

— Отец в 70-х годах показал мне место крушения самолета. Еще в начале шестидесятых годов, в ста метрах от падения истребителя, по желанию пионеров, отдыхавших в расположенном рядом лагере «Юность» был поставлен этот памятный знак летчику, — рассказала краевед солнечногорского района и местная жительница Наталья Волкова, стоя возле огражденного обелиска с большой красной звездой. — В 1983 году, учитель физики в Луневской средней школе Александр Гайнудинов обнаружил части истребителя и петлицу старшего лейтенанта. Существовали предположения, о том, что летчиком был Максим Максимович Кулак. После нахождения других частей воздушного судна информация подтвердилась, после чего профессионалы приступили к своей работе.»


Комментарии

Чтобы отправить комментарий - войдите с паролем или зарегистрируйтесь.